Глава 11 — Езда на мотоцикле в колонне

Вряд ли на дороге можно увидеть что-либо более впечатляющее, чем большую группу мотоциклистов, едущих колонной. Люди останавливаются, смотрят на них, не отрывая глаз, или машут руками, а детей вообще невозможно оттянуть в сторону до тех пор, пока не исчезнет из вида последний мотоцикл.

Когда едешь в группе, то испытываешь неповторимое и удивительное чувство. Небольшие группы могут к тому же дать дополнительную безопасность, общение, а также дополнительные возможности участникам группы. Групповая езда может быть как захватывающей, так в равной степени и неприятной в случае отсутствия подготовки, организации и взаимной вежливости.

К езде колонной есть много разных подходов, все зависит от ваших интересов. Много было написано для организаторов и лидеров групповой езды, часто это бывает связано с информацией о туризме или организации ралли, и т.д. Центр этого раздела направлен на вас, как на отдельного участника в разных видах групповой езды и на то, как вы можете получить максимальное удовольствие от такого рода поездок.

Мы уже говорили о том, как много значат для вождения мотоцикла ваши психологические и физические способности. Конечно же, эти самые способности не дадут о себе забыть и при групповой езде, однако кое-какая разница все-таки есть. Например, когда мы говорили о подготовке, мы не принимали во внимание ничьих нужд, кроме своих собственных. Когда вы едете в группе, вы не всегда самостоятельно решаете, когда и куда ехать. Само собой разумеется, что когда вы едете в окружении других мотоциклов, ваше пространство и расстояние между вами ограничено.

В групповой езде часто участвуют люди с большим опытом и навыками. Темп и конечная цель при движении в группе не должны быть выше и труднее, чем пределы возможностей каждого отдельного участника. Менее выдержанные участники могут пытаться ехать “выше своих сил”, чтобы не отстать от всей группы, подвергая, таким образом, опасности и себя и остальных. Точно так же, слишком медленный темп может мешать и раздражать других участников, которые будут чувствовать, что должны ехать медленнее, чтобы не отделяться от группы.

Существует много разных видов групповой езды, каждый из которых имеет свои характеристики, цели и преимущества. Самый простой вариант – это маленькая туристическая группа. Возможно, вы очень хотели совершить поездку на мотоцикле и встретили несколько других мотоциклистов по тому же маршруту. Допустим, что вы познакомились и согласились ехать вместе некоторое расстояние. Или, может быть, вы являетесь членом группы, которая регулярно собирается для таких поездок. Такие виды групповой езды часто можно отнести к одной из двух следующих категорий.

Поездки, ориентированные на ограниченные расстояния с определенным конечным пунктом. Все планы строятся только исходя из одного направления с результатом или каким-то местом назначения в конце.

Поездки, ориентированные на определенный маршрут больше направлены на удовольствие от поездки в компании. Они могут быть очень живописными, могут быть замкнутыми или связаны с посещением новых мест, а также не имеют фиксированного плана или расписания.

С групповыми поездками часто связывают празднования большого масштаба. Это могут быть благотворительные мероприятия по сбору денег и сопровождаться большой рекламной кампанией. Важным моментом, который может повлиять на мнение публики, является фигура, которую образуют мотоциклисты при своем движении в колонне.

Плохо организованная групповая езда становится больше похожей на езду одиночек. Иногда участник группы может вести себя как соперник или человек, думающий только о своем “Я”. Если по какой-либо причине вы окажетесь в колоне, в которой вы чувствуете себя некомфортно, попытайтесь найти способ, чтобы улучшить ситуацию или выйти из нее. Только не бездействуйте, надеясь на то, что все улучшится само собой без вашего участия.

Для того чтобы ездить в группе, необходима как физическая, так и моральная подготовка. Вы должны быть уверены в том, что бак мотоцикла полностью заправлен топливом, и что вы сможете вовремя начать движение в колонне. Выясните как можно подробнее о маршруте, цели и других специальных требованиях, таких как дополнительные расходы, остановки для отдыха/заправки, сопровождение, и т.д. Если в группе будут использоваться сигналы для общения или своя система, убедитесь, что вы понимаете ее и придерживайтесь правил и протокола. Будьте уверены, что вы достаточно хорошо знаете маршрут, чтобы в случае необходимости вы смогли покинуть группу.

пример сигналов подаваемых лидером колонны

В идеальном варианте группы не должны быть слишком большие – примерно пять или шесть мотоциклов. Чтобы получить преимущества маленьких групп, большие группы могут разбиться на несколько маленьких, которые будут двигаться независимо, но недалеко друг от друга. Слишком большие группы вызывают трудности в местах с регулированием движения, загораживают пространство для другого транспорта и у них возникают проблемы со скоростью или направлением движения согласно с намеченным планом.

Распределение мотоциклистов в колоне во время движения

В зависимости от условий и от группы существует несколько популярных распределений мотоциклистов.

Зигзагообразное распределение устанавливает двух секундное расстояние, поддерживаемое между вами и мотоциклистом впереди вас, а не растягивает группу на длинное расстояние. Лидер едет с левой стороны дороги, тогда как второй мотоциклист отстает от него сзади на одну секунду с правой стороны дороги. Третий мотоциклист стоит слева и отстает на две секунды от первого мотоциклиста. Четвертый мотоциклист держит расстояние на две секунды от второго мотоциклиста, и т.д. Такое распределение позволяет участникам группы держаться близко друг от друга и оставляет безопасное расстояние от каждого спереди, сзади и по бокам. В плохую погоду увеличивайте это расстояние во избежание попадания брызг от впереди едущего мотоцикла.

Распределение цепочкой особенно подходит для извилистых горных дорог, где группе приходится рассредоточиться и занимать всю ширину дороги. При каких-либо платных переездах или проездах также требуется распределение цепочкой.

Распределение в линию обычно оставляет мало пространства с боковых сторон, поэтому лучше его не применять, пока это не потребуют обстоятельства. Например, эскорт может потребовать такое распределение в местах с насыщенным движением, чтобы облегчить быстрое прохождение группы.

Как группе держаться вместе?

Если вы лидер группы, заранее думайте о перемене ряда на магистралях. Заранее дайте сигнал следующим за вами, чтобы у них было время получить ваш сигнал и приготовиться к маневру. Сами начните переходить в другой ряд как можно раньше, чтобы каждый мог успеть сделать то же самое.

Пусть менее опытные мотоциклисты едут впереди группы, чтобы их могли видеть более выдержанные и опытные участники, следующие за ними.

Пусть последний мотоциклист задает темп. В зеркалах вы должны видеть человека, следующего за вами. Если мотоциклист начал отставать, сбавьте немного скорость, чтобы не оторваться от него вперед слишком сильно. Если все будут следовать этим правилам, группа сможет держать постоянную скорость, и никому не придется догонять остальных.

Как обгонять при движении в колонне.

При зигзагообразном распределении мотоциклисты должны начинать обгон по одному. Во-первых, лидер должен ускориться и произвести обгон. Затем он должен занять левую сторону полосы движения и продолжать ехать на той же скорости что и во время обгона, оставляя пространство для следующего мотоциклиста.

Когда первый мотоциклист благополучно закончил обгон, второй мотоциклист должен занять левую сторону полосы движения колоны и дождаться момента, чтобы безопасно совершить обгон. После того, как он завершит обгон, он должен вернуться на правую сторону полосы движения и открыть пространство для следующего мотоциклиста.

Лидеру не следует занимать правую сторону полосы, после того как он совершил обгон. Иначе второй мотоциклист начнет движение, когда между ним и первым мотоциклистом не будет достаточно пространства. Проще и безопаснее подождать до тех пор, пока не станет достаточно пространства впереди движущегося мотоцикла, чтобы каждый мотоциклист мог спокойно совершить обгон и встать на ранее занимаемую позицию в колоне.

Когда группе пришло время остановиться, старайтесь не нарушать своего положения в группе и ждите очереди, чтобы припарковаться. Даже один покинувший свое место мотоциклист может сильно помешать потоку движения и вызвать замешательство среди всех. Лучше всего, если вы будите избегать поворотов налево поперек движения и использовать правую сторону дороги с достаточным пространством и хорошей возможностью остановиться. Не уходите слишком далеко, если вы не знаете, когда группа планирует продолжить свою дорогу, иначе вам не по своей воле придется продолжать путь в одиночестве!

Ваша подготовка, навыки и ответственность мотоциклиста – знание своих возможностей и возможностей группы, и ответственность за вождение в группе – это ключ к тому, чтобы каждый получил удовольствие от этой компанейской езды на мотоциклах. Групповая езда может стать для вас самым любимым видом поездок на мотоцикле.