Глава 12 — Правила Безопасной Езды

Правила Поведения на Дороге.

Осознавайте возможную опасность. Всегда осознанно следите за тем, что происходит вокруг вас. Нужно держать в поле зрения то, что впереди, так как это направление, откуда исходит наибольшая опасность, но так же нельзя упускать из виду то, что по бокам и сзади.

В Университете Южной Калифорнии было изучено 900 ДТП с участием мотоциклов, и выявлены направления откуда чаще происходят столкновения с другими участниками движения на перекрестках, съездах и выездах. В соответствии с исследованием, 77% столкновений происходит спереди, почти половина из которых- 43,4% приходится на передне-левую сторону мотоцикла. Если поле вокруг мотоциклиста проиллюстрировать как циферблат часов, то областью повышенного внимания будет зона между 10 и 2 часами, в особенности нужно сфокусироваться на 11 и 12 часах. Это отнюдь не означает, что нужно игнорировать другие области. Несмотря на то, что менее 5,5% аварий приходятся на зоны между 5 и 7 часами, это не значит, что им не надо уделять внимание. Данное процентное соотношение и вовсе ничего не значит, если вы получаете удар сзади.

Активный Обзор.

Чтобы все замечать во время движения по дороге, необходимо постоянно снабжать мозг новой информацией, так как окружающая вас ситуация постоянно меняется.
В связи с тем, что глаза являются для мозга источником информации №1, то чтобы выжить на дороге необходимо все замечать. Это требует активной формы видения, вам нужно активно обозревать все, что происходит вокруг когда вы едите. Постоянно держа в поле зрения то, что впереди, необходимо уделять внимание и другим зонам вокруг вас для того, чтобы вовремя заметить возможную опасность. Не фиксируйте взгляд ни на чем больше, чем доля секунды. Замечайте все аспекты вашего окружения и не зацикливайтесь только на движении. Отмечайте состояние дорожного покрытия, выбоины и неровности на дороге, рассыпанный гравий, который может быть скользким как лед. Не забывайте, что выезды с прилегающих территорий, парковок- это тоже пересечения дорог. Так же будьте внимательны к пешеходам и животным на дороге- если вы их собьете, вы оба в беде.

Чтобы помочь процессу активного обзора, вы можете освоить ряд технических приемов, которые помогут вашим глазам постоянно держать в поле зрения как наиболее опасные зоны, так и следить за окружающей обстановкой в целом.

— Сфокусируйтесь на выбранном направлении. Так как вы движетесь быстро, необходимо сосредоточиться на зоне в 12-14 секундах впереди вашего мотоцикла, чтобы у вас было достаточно времени среагировать на внезапно возникшую опасную ситуацию.

— Перед тем как начать движение посмотрите перед собой- это облегчит вам обзор спереди. Осмотритесь вокруг, не фиксируясь ни на чем- это расширит поле вашего зрения.

— Научитесь определять потенциально опасные ситуации. Легкое движение, пойманное вашим боковым зрением может быть собакой, собирающейся выскочить на дорогу прямо перед вашим мотоциклом, или машиной, сдающей задом с прилегающей территории. Тень на дороге впереди может оказаться маслом или свежим гудроном или какой-нибудь другой скользкой поверхностью, наезд на которую может привести к потере управления и аварии.

— Периодически смотрите в зеркала заднего вида. Зона впереди вашего мотоцикла — это область первоочередного внимания, но так же нужно постоянно следить за тем, что происходит и вокруг вас.

Быть начеку — необходимое состояние для езды на мотоцикле, без него, как без шлема, нельзя выезжать из дома. Это- наиболее верный шанс прожить долгую, здоровую жизнь, катаясь на мотоцикле. Когда это войдет у вас в привычку, вы увидите что и ваши навыки езды на автомобиле тоже улучшились.

Избегать «слепых» зон.

Когда водитель автомобиля говорит, что он не видит мотоциклиста, возможно он говорит правду. Мотоциклы гораздо меньше остальных машин и их труднее заметить. Зачастую автомобилисты не видят мотоцикл только потому, что не ожидают его увидеть. Или же мотоцикл находится в «слепой» зоне автомобиля.

Чтобы избежать езды вне зон видимости других водителей вы должны знать где эти зоны находятся. В следующий раз, находясь за рулем автомобиля и увидев мотоцикл, заметьте где располагается зона в которой вы его абсолютно не видите. Когда вы это сделаете, вас удивит как часто мотоцикл полностью исчезает из поля вашего зрения. Запомните где у вашей машины «слепые» зоны и избегайте езды в этих зонах на дороге, когда вы на мотоцикле.

Держите обзор свободным.

Всегда старайтесь занять позицию, дающую наилучший обзор того, что впереди вас. По возможности старайтесь занять такой ряд, где отсутствие транспорта, загораживающего дорогу, дает наиболее полный обзор. Если движение слишком интенсивное и свободных рядов нет, то старайтесь держаться не середины своего ряда, а правой или левой его стороны, чтобы по возможности расширить зону видимости впереди себя.

Избегайте середины ряда, так как это наиболее скользкая часть дороги. Моторы, коробки передач и радиаторы у автомобилей располагаются посередине, там же и накапливается наибольшее количество вытекающих скользких жидкостей. Наилучшее сцепление шин с дорожным покрытием и наибольший обзор вам обеспечен при движении по краю выбранного ряда, по следам от протекторов автомобильных колес. Убедитесь, что вы не едите слишком близко по отношению к впереди идущему транспорту. Держите дистанцию, позволяющую вам заметить и вовремя среагировать на камни, щебень и другой мусор лежащий на дороге.

Трюки с Грузовиками.

Наихудшая позиция при езде на мотоцикле — это позади грузовика.

Большие и малые грузовики, а так же автобусы полностью блокируют вам обзор и могут вызвать ряд трудностей.

Из-за плохой аэродинамики грузовиков, воздух за ними может мешать движению вашего мотоцикла. Турбулентные потоки за задней частью грузовика могут сбросить мотоцикл с дороги. Но дело не только в этом — от грузовиков на дороге еще много мусора. Часто они везут что-то, что сдувается сверху или протекает снизу.

Многие из вас вероятно сталкивались с необходимостью замены лобового стекла на автомобиле из-за того, что в него угодил камень от грузовика. Представьте, что было бы если бы это было ваше лицо.

Кроме того, многие грузовики перевозят бензин и различные химикаты. Будет неприятно, если это попадет на вас или ваш мотоцикл.

Грузовики и мотоциклы не сосуществуют вместе.

Запомните основное правило — Держитесь от грузовиков подальше и старайтесь их избегать.

Из-за турбулентных потоков, окружающих грузовик, обгон его — это опасный и сложный маневр, но бывает так, особенно на многорядных шоссе, что это наиболее верное решение.

Наихудшее, что вы можете предпринять при обгоне — это напрячься и сражаться с турбулентными потоками. Вместо этого, расслабьтесь, просчитайте возможные ситуации и заставьте турбулентность работать на себя.

Как только вы пошли на обгон, начальный турбулентный воздух идет с задней части грузовика, создавая непрерывный поток, стремящийся притянуть вас к грузовику или оттолкнуть от него. Это зависит от направления ветра.

Если ветер дует со стороны грузовика, это создает вакуум на всем его протяжении, притягивая вас к нему. Если же ветер с вашей стороны (со стороны мотоцикла), он отразится от поверхности борта грузовика и оттолкнет вас от него.

Расслабьтесь и с тем, чтобы удержать равновесие, немного наклоните мотоцикл ПО направлению к грузовику, если ветер отталкивает вас, или наклоните мотоцикл ОТ грузовика, если вакуум тянет вас к нему.

Для наиболее аккуратного выполнения этого маневра на скорости, вы должны хорошо чувствовать свой мотоцикл.

Как только вы подъедете к передней части грузовика, то неожиданно почувствуете довольно сильный поток воздуха, возможно наиболее сильную турбулентность, чем на всем протяжении грузовика. Нужно опереться на этот поток и завершить обгон.

Используйте другие транспортные средства как защиту.

После того, как вы ознакомитесь с дорожными ситуациями и привыкните автоматически располагать мотоцикл в зонах, обеспечивающих наилучший обзор, вы можете начать использовать остальной транспорт как защиту.
Двигаясь по многорядному шоссе можно занять такую позицию, что остальные машины, едущие с вами в одном направлении будут вас блокировать от потенциально возможного удара со встречной полосы транспортными средствами, выполняющим левый поворот. Этот навык потребует от вас постоянно просчитывать и оценивать дорожную ситуацию, но если вы овладеете им, то сможете передвигаться по загруженным транспортом улицам более безопасно.
Для того, чтобы использовать такую защиту наиболее эффективно, от вас потребуется несколько агрессивная манера вождения для того, чтобы справиться с потоком.
Зачастую, езда в более агрессивном стиле является хорошей защитной стратегией.

Некоторые исследования отмечают, что мотоциклисты , которые движутся немного быстрее основного потока по статистике имеют больше шансов избежать столкновений, чем те, которые едут со скоростью потока или медленнее. Двигаясь немного быстрее, чем основной транспортный поток, возникает меньше проблем с машинами позади вас, что дает возможность сконцентрироваться на том, что происходит впереди.
Однако это вовсе не означает, что если вы будете мчаться на предельной скорости на какую только способен ваш мотоцикл, то будете в большей безопасности, чем при движении с разрешенной на данном участке скоростью.

Ключевое слово здесь — НЕМНОГО быстрее, чем остальной транспорт.

Но если вы чувствуете дискомфорт при движении быстрее, чем поток, то не стоит этого делать вовсе.

Будьте Заметными.

Часть вашей задачи как мотоциклиста это сделать все, чтобы вас заметили.

Это достигается с помощью ношения яркой экипировки и пестрых шлемов, а так же жилетов со светоотражающими вставками. Это сделает вас более заметными на дороге, что особенно важно в условиях ограниченной видимости.
Используйте дальний свет в дневное время, когда это не может ослепить водителей встречного транспорта. В некоторых странах легальными являются вмонтированные модуляторы, создающие пульсирующий свет в дневные часы. Некоторые исследования показывают, что это весьма эффективно.

О своем намерении повернуть или перестроиться необходимо подавать сигнал заранее, для того, чтобы остальные водители заметили это и подготовились к вашему маневру. Определив что ряд, в который вы хотите перестроиться свободен, включите поворотник и посмотрите в зеркало, чтобы удостовериться что водитель позади вас замедлил ход и готов вас пропустить.

В некоторых случаях можно дублировать поворотный сигнал рукой, чтобы привлечь внимание водителя позади идущего транспорта. К сожалению, большинство водителей не знают, что означают сигналы рукой, но по крайней мере это настораживает их и привлекает внимание.

Если вы видите, что водитель все равно приближается к вам, не снижая скорости даже после того, как вы включили поворотник, нужно ускориться и доехать до следующего поворота. Всегда помните о необходимости отменять свои решения, особенно в такой ситуации как эта.

Другая возможность привлечь внимание водителей – это легкое нажатие на тормоз (педальный или ручной) так, чтобы на вашем мотоцикле загорелись стоп-сигналы. Зачастую, вид загорающегося стоп-сигнала приводит их в чувство, в каком бы ступоре они ни находились.

И пользуйтесь сигналом, если нужно, но не полагайтесь на него. Сигналы на большинстве мотоциклов лишь немного громче, чем резиновые сигналы-груши у велосипедов. Иногда быстрый зигзаг с вашей стороны может привлечь внимание водителя, но так же может и сбить его с толку, так что будьте осторожнее, используя эту технику.

Даже если вам кажется, что удалось привлечь внимание водителя, не будьте в этом абсолютно уверены. Вам кажется, что удалось поймать его взгляд и он вас видит, но возможно, он до сих пор вас не заметил.

Делайте все возможное, чтобы вас заметили, но при этом действуйте, как будто вас не видят.

«Аккуратное Вождение»

Никогда не полагайтесь на поворотные сигналы других машин. Довольно часто водители едут по дороге целые километры с включенными поворотниками, мигающими просто так, но действительно поворачивают, когда им взбредет в голову, никого об этом не предупреждая.

«Другие главы и продолжения следуют — следите за новостями»